Музыкально - дидактические игры

Музыкально - дидактическая игра "Цветные ноты"


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №222  г.Челябинска»


Картотека  музыкально – дидактических игр  по тематическим неделям.


Составила:
Музыкальный руководитель
Коваленко Светлана Александровна.


г.Челябинск
2020г.
Содержание:

№п/п
Тематическая неделя
Музыкально – дидактическая игра
1.
«Здравствуй, детский сад!».
«Угадай, кого я позову».
2.
«Мой дом».
«Домик – крошечка», «Кто в домике живет?», «Музыкальные домики».
3.
«Азбука безопасности».
«Удивительный светофор».
4.
«Урожай».
«Что сажают в огороде?»
5.
«Краски осени».
«Золотая осень», «Дождик», «Осень просим», «К нам пришел лесовичок»
6.
«Животный мир».
«Мышка»,«Сороконожка»,«Гости», «Ёжик».
7.
«Народная культура и традиции»
«Тра – та – та», «Киська, брысь», «Хлопни в ладоши», «Хлопы – шлёпы».
8.
«Наш быт».
«Что за шум».
9.
«Дружба».
«День рождения».
10.
«Транспорт».
«Путешествие на поезде», «Мотоциклист», «Паровоз».
11.
«Я – Человек», «Части тела».
«Приклеенная нога».
12.
«День Матери».
«Найди маму».
13.
«Здравствуй, зимушка – зима!».
«Зимушка   - метелица»,
«Снежинка».
14.
«Новогодний калейдоскоп».
«Наряжай ёлочку».
15.
«Этикет».
«Мы посудою гремим», «Определи по звуку».
16.
«Маленькие исследователи».
«Шумящие коробочки».
17.
«Моя семья».
«Семья».
18.
«Наши защитники».
«Пожарные».
19.
«Женский день».
«Растущие цветы».
20.
«Весна шагает по планете».
«Весна пришла», «Ручеёк».
21.
«Миром правит доброта».
«Три цветка».
22.
«Театр», «День смеха».
«Концерт», «Повторяй мой танец».
23.
«Встречаем птиц».
«Птицелов».
24.
«Мир природы».
«Солнышко», «Веселый дождик», «В лесу».
25.
«Вот мы какие стали большие».
«Мы учимся читать и петь».














Тематическая неделя: «Здравствуй, детский сад!»

УГАДАЙ, КОГО Я ПОЗОВУ.

ЦЕЛЬ:  развитие слухового восприятия.
Педагог предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из такого количества слогов, сколько хлопков он сделает.
Например, педагог хлопает три раза, дети считают (про себя) количество хлопков, после чего встать должны Се-ре-жа, Ма-ри-на, Ок-са-на. Та-ма-ра и др







Тематическая неделя: «Мой дом».
«Домик – крошечка»

Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз.
Игровой материал:
Демонстрационный:игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.
Ход игры:
Педагог:
Стоит в поле теремок, теремок.
Как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идёи, все идём.
Свою песенку поём, да поём.
Приходите в теремок, в теремок.
Будем печь большой пирог, да пирог.
С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку зверюшки.
Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу:
- По ступенькам я иду…
Затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу:
- В дом чудесный захожу!
Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом.
Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив.
Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поёт:
- По ступенькам вниз иду…
Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу:
- По тропиночке уйду.
Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«КТО  В  ДОМИКЕ  ЖИВЕТ?»
 Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.
Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
 Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Дидактическая игра «Музыкальные домики» (для детей дошкольного возраста от 3-7лет)
Описание дидактической игры: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового  багажа, тренировка памяти.
 Описание игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку,  открывают дверь домика и показывают игрушку.


Тематическая неделя: «Азбука безопасности»
«Удивительный светофор».
Игру «Удивительный светофор» можно использовать на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, с родителями и детьми, а также в самостоятельной деятельности.

Варианты игры:

1.«Светофор»
Цель: (Младшая группа)
- Закреплять знания цветов
(Средняя группа)
-Дать детям представления о назначении светофора, о его сигналах
(Старшая группа)
- Закрепить представления детей о назначении светофора.
Описание игры:
Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
2.«Музыкальный светофор»
(средняя, старшая группа)
Цель: Развивать умение детей определять характер музыки
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он - узнай,
А захочешь - выполняй!
Описание игры:
На каждый цвет светофора подбираем музыку, подходящую по характеру. Зелёный – марш
Жёлтый - спокойная, лирическая
Красный - тревожная, взволнованная
3. «Удивительный светофор»
(Средняя, старшая группа)
Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание
Описание игры:
Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Можно прочитать стих С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…. (опасно) .
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь (открыт) ".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для… .(движенья) .
Затем ведущий объясняет правила игры:
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени
Участники игры могут двигаться со словами:
"Дружно шагай" – зелёный цвет,
"Смотри, не зевай" – жёлтый цвет,
"Стоп! " - красный цвет.
3. "Цветные автомобили"
(младшая, средняя группа)
Цель: (младшая группа)
Закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый)
(средняя группа)
Продолжать закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый)
Описание игры:
По краям зала располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель меняет цветные карточки в светофоре. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Затем воспитатель меняет карточку, бегают другие дети.
4. «Водители и пешеходы»
(Младший, средний, старший возраст)
Цель: активизировать зрительное восприятие и память,
развивать наблюдательность.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Водители и пешеходы. По сигналу светофора и смене музыкального произведения, дети двигаются по залу или дорожке, изображающей пешеходный переход. Воспитатель или ребёнок, в руках которого светофор, стоят возле дороги и меняют цветные карточки в светофоре. На зелёный сигнал светофора – идут пешеходы, красный – машины, жёлтый все стоят на месте.
5. «Сложи песенку»
(средний, старший возраст)
Цель: Развивать звуковысотный слух детей.
Описание игры: Ведущий показывает на цвет светофора, а другой ребёнок играет на металлофоне высокий, средний или низкий звук. Затем дети меняются местами. Если у детей в руках музыкальные треугольники, дети играют на большом (низкий звук, зелёный цвет,
среднем (треугольник средней величины, жёлтый цвет) и маленьком треугольнике (высокий звук, красный цвет) .

Тематическая неделя: «Урожай».
ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ.
ЦЕЛЬ: развитие внимания, мыслительной операции конкретизации.
Взрослый спрашивает детей:
-   Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте – если я назову то, что сажают в огороде, вы поете “до”, а если же то, что в огороде не растет, вы поете “ми”. Кто ошибается тот проигрывает. Морковь, свекла, сливы…
По этому же принципу могут быть построены игры “Накроем стол для гостей”, “Посадим сад”, “Одежда” и др.

 

 






Тематическая неделя: «Краски осени».

Музыкально-дидактическая игра «Золотая осень».

Программное содержание:

Учить детей петь гаммы в восходящем, нисходящем движении мелодии и на одном звуке, поступенном и волнообразном, моделировать его при помощи разных по размеру листьев клена, учить импровизировать звукоподражания («ау», «ку-ку») и различные попевки на основе усвоенных певческих навыков, развивать песенное творчество.
I Вариант:
Педагог задает движение мелодии при помощи листьев клена (крупные кленовые листья соответствуют низким звукам, мелкие по размеру- высоким, и соответственно средние- средним, дети выполняют задание.
II Вариант:
Дети работают самостоятельно, проявляя свое песенное творчество. Здесь можно импровизировать не только на движении мелодии, но и на звукоподражании, а так же заменив его текстом: самостоятельно придуманной короткой попевкой. Можно также дать задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку.

Игра «Дождик»
Позволяет развивать внимательность и ритмику.
Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
(3 хлопка в ладоши)
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
(по 3 притопа каждой ногой)
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем
(3 прыжка на месте)















Музыкальная игра «Осень спросим»
Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:
Дети:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:
сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.
А еще я принесла корзину со своими дарами.
Принесла вам мёду
Все:
Полную колоду.
Осень:
Принесла я вам муки,
Все:
Значит, будут пироги.
Осень:
Принесла вам гречки,
Все:
Каша будет в печке.
Осень:
Принесла вам фруктов, ягод!
Все:
Мы варенья сварим на год!
Дети:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень:
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо.
После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«К нам пришел лесовичок» (музыкальная игра) — слова и музыка Я.Жабко

1.Чоки-чок! Чоки-чок!
К нам идет лесовичок.
В этот дворик заходи
И дровишек наруби.

2. Чоки-чок! Чоки-чок!
Стал трудиться старичок.
Рукавицы быстро снял
И топорик заплясал.

3. Чоки-чок! Чоки-чок!
Кончил дело старичок.
А сейчас на санки сядь –
Повезем тебя гулять!


Тематическая неделя: «Животный мир».

«МЫШКА»

Главная цель
Развитие тактильных ощущений.
Что понадобится
Игрушечная мышка (или мягкая кукла), бубен с тарелочками, платок.
Доплнительные цели
Развитие терпимого отношения к физическому
контакту с другими людьми.
Развитие осознания различных частей своего тела.
Развитие умения слушать и концентрировать внимание.
Количество участников
От 3 до 6.
Основной вариант
Два участника садятся на стулья напротив друг
 друга. Одному из них завязывают глаза, а другому
 дают бубен. Ведущий становится рядом с тем, у
кого завязан глаза, в руках у ведущего мышка.
Второй участник сидит тихо и смотрит. Когда же
 он начинает играть на бубне, ведущий «отпускает» мышку, которая «бегает», «прыгает», «карабкается» (соответственно характеру и темпу звучания бубна) по всему телу сидящего с завязанными глазами. Через некоторое время участники меняются местами.



«Сороконожка»

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.

1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)




«ГОСТИ»
 (авторы текста 1-го и 2-го куплетов-А. Ануфриева, 3-го и 4- го .-М. Картушина)
Задачи: Развитие танцевального творчества, выразительности движений в соответствии с игровым образом, чувства ритма.
Ход игры: Ведущий надевает шапочки домашних животных и птиц, приглашает малышей встать в круг.
Припев:
Тук—тук-тук, отворите,              дети 3 раза хлопают в ладоши
                                                      3 раза шлепают ладонями по
                                                       коленям
В гости поскорей пустите!  Попеременно топают ногами
Приходи к нам петушок,     хлопают, в центр круга                                                      
Попляши для нас, дружок.      выходит ребенок
Очень весело у нас                  в шапочке петушка     
Развеселый будет пляс.          произвольно танцует
Припев:
Мы собачку выйти просим:
К нам иди собачка в гости.
Очень весело у нас
Развеселый будет пляс.
Припев:                               делают те же движения
К нам козленок прискакал
Ножками затопотал              в центр круга выбегает
Очень весело у нас,              козленок и пляшет
Развеселый будет пляс.
Припев:
Серый котик прибежал,
Хвостиком своим махал.
Очень весело у нас
Развеселый будет пляс.
















«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да.       идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать -                               качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп.                                     Хлопки.
Не умел он топать-                                 качают головой
топ-топ-топ.                                            притопы
Не умел он прыгать                               качают головой
Прыг- прыг-прыг.                        прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал-                качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг.                    показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да ,да.       те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.

Тематическая неделя: «Народная культура и традиции».
«ТРА-ТА-ТА»
РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та!      Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича,        делают шлепки по коленям двумя
                                      руками одновременно
За кота Петровича!      Делают шлепки по коленям двумя
                                      двумя руками поочередно    
Методические рекомендации  Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та  и т.д



«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,
навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь!      дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,                шагают на месте
Через киску упадет!                  
 Бах!                                                    приседают

Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо  поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.





«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.
Ход игры:
Тень-\тень, поте \ тень.          Ритмичные хлопки по
Села \ кошка под пле \ тень.      коленям

Налетели воробьи,             Взмахивают кистями рук
                                                    «крылышки»
\ Хлопни им в \ ладошки.  хлопки   

Улетайте воробьи!             Грозят пальчиком
Берегитесь кошки!





«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
СЛ.НАРОДНЫЕ
Задачи: развитие чувства ритма, координации    движений в соответствии темпом музыки.

Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
/ Хлоп \ раз,                             хлопок на слово «хлоп»
/ Еще \ раз                             удар ладошек по коленям
                                                      на слово «раз»
/ Мы пох \ лопаем \ сейчас     повтор движений
 
А потом скорей, скорей     ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей.  пол    
Методические рекомендации
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе.
Тематическая неделя: «Наш быт».

Развитие слухового восприятия.
«ЧТО ЗА ШУМ.»

ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: аудиозапись с разнообразными шумами, например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др.
Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы озвучиваются голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их воспроизведет и угадает.





Тематическая неделя: «Дружба».

День рождения
Дидактическая игра, на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.

ХОД ИГРЫ

Муз. Рук.:
Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Весёлая гимнастика.



Тематическая неделя: «Транспорт».

« ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ»
Группа садится в круг. У одного из участников имеется свисток. Ведущий начинает «путешествие на поезде», отбивая ладонями характерный ритм «тух-тух-тух». Группа присоединяется к нему — вначале в медленном темпе и ритмично, и затем равномерно убыстряя движение. Когда «поезд достигает максимальной скорости», участник со свистком дает сигнал. Свист означает, что поезд должен так же равномерно сбавлять скорость и в конце концов остановиться
Чем медленнее начинается «движение поезда», тем более интересна
и захватывающа эта игра.
Если нет свистка, сигнал можно подавать голосом.
Участники могут производить звук не одними лишь ладонями,
а движением ладоней по коленям.
Можно добавить и другие звуковые эффекты. Например, имитировать звук открывающихся дверей, торможения, предостерегающего гудка и т.д


 

 

«МОТОЦИКЛИСТ»

Цель. Развитие умения слушать.
Формирование контроля за движениями и повышение скорости реакции.
Предоставление возможности высвободить энергию.
Формирование пространственных представлений.   Стимулирование творческой вокализации.
Нужна одна губная гармошка
От 3 до 6участников.
Ход игры: Группа располагается в комнате, оставив достаточно места для бега. Одного из участников выбирают на роль мотоциклиста, который будет кружиться по комнате на воображаемом мотоцикле. Ведущий или один из участников имитирует на казу звуки мотоцикла: момент запуска, ускорение, замедление, поворот ручки «газа».
Полезно потренироваться в имитации звуков до начала движения мотоциклиста.
Эта игра может служить поводом для разговора о безопасности на дорогах.
Ведущий может расставить в комнате стулья, чтобы «мотоциклист» двигался по кругу и т.д.
Одновременно ездить на мотоцикле под аккомпанемент того же сразу могут два участника.



«ПАРОВОЗ»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее  слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

Тематическая неделя: «Я – Человек», «Части тела».

"ПРИКЛЕЕННАЯ" НОГА


Цель.Формирование контроля за движениями.
Развитие сотрудничества в группе.
Повышение уверенности при исполнении лидирующей роли.
Небольшие разноцветные лоскуты, каждый размером приблизительно
20 см2, по одному для каждого участника. Портативный синтезатор или аудиозапись музыкальных фрагментов разных стилей.
От 4 до 10 участников.
Ход игры.
Каждый участник выбирает себе лоскут и место для него на полу. Поставив
 на лоскут одну ногу, участник как бы приклеивает ее к полу. Звучит музыка,
 все танцуют в свободной манере, не отрывая, однако, от пола «приклеенную» ногу. Ведущий наблюдает за танцующими и предлагает кому-то из них станцевать для всей группы, чтобы группа подражала его манере. Игра продолжается, и участники представляют разные танцы.
Может быть, ведущему придется напоминать участникам об их
«приклеенной» ноге.
Когда музыка смолкает, участникам следует оставаться на своих местах и сохранять тишину.
Можно «приклеивать» к полу разные части тела, например, колени или
ладони.
Если позволяют размеры комнаты, вместо лоскутов можно использовать
 обручи. Участники могут «приклеиться» к обручу сбоку или встав внутрь него.
Удачным продолжением этой игры может быть игра «Создай свой танец!»
Тематическая неделя: «День Матери».
«НАЙДИ  МАМУ.»
Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
•-         Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:
•-         Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.
Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков              


Тематическая неделя: «Здравствуй, зимушка – зима!».
Игра импровизация
"Зимушка - Метелица"

Игра не требует предварительного разучивания. Взрослый или сказочный герой звонко и четко произносит название фигуры, показывая под песню З.Я.Роот "Зимушка-Зима" как она выглядит. Дети должны выполнить эту фигуру.
Фигуры: Метелица - Снеговик - Елочки - Снежинки балеринки - Льдинки холодинки.
Описание фигур:
Метелица- дети движутся по кругу, взмахивая руками.
Снеговик- дети изображают Снеговиков, подняв вверх округлые руки.
Елочки- дети изображают елочку, стоя прямо руки внизу и чуть в стороны, держат (как платьице).
Снежинки балеринки- дети становятся тройками, соединяют поднятые правые руки в центр.
Льдинки холодинки- дети становятся четверками повернувшись спинами в круг, руки вытянув вперёд.
Игры импровизации развивают реакцию, память. Способствуют развитию коммуникативных, музыкально - ритмических навыков.



Игры на развитие внимания
"Снежинка"
Оборудование: снежинка.
Ход игры:
Дети встают в хоровод вокруг елки, один ребёнок берёт Снежинку в руки, передаёт её по кругу. И все ребята исполняют попевку про Снежинку сл., муз., Е. Шадриной
Полетит моя снежинка.
Вместе с музыкой вперёд.
А коснется детских ручек
Танцевать ты с ней начнёшь.
А коснется детских ручек
Танцевать ты с ней начнёшь.
Ребёнок у кого после завершения попевки осталась Снежинка, выходит к елочке и танцует со Снежинкой в руках.





Тематическая неделя: «Новогодний калейдоскоп».
"Наряжаем елочку"
Оборудование: две елочки, елочные игрушки
Дети встают в полукруг, выходят два ребёнка, которые будут украшать елочку и все ребята исполняют попевку "Наряжаем елочку" сл., муз., Е. Шадриной
Скоро праздник новогодний
Будем елку украшать.
Скоро праздник новогодний
Будем елку наряжать.
На красивой елочке
Шишки и хлопушки
Разные игрушки. 
Мы игрушки собираем,
Ими елку наряжаем!
После завершения попевки два ребёнка на скорость украшают елочку.
Игры на развитие внимания развивают наблюдательность, длительность, переключение, быстроту двигательной реакции. Развивают фонематический, речевой слух.


Тематическая неделя: «Этикет».
Музыкально-ритмическая игра «Мы посудою звеним»
Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».
Мы не просто так сидим,
Мы посудою гремим.
Хоть мы нот не знаем ,
Хорошо играем.
Чашечки себе подвинь,
Ложечкой звени динь-динь.
Хоть мы нот не знаем ,
Хорошо играем.
Деревянных ложек стук
Очень интересный звук.
Хоть мы нот не знаем ,
Хорошо играем.
Крышки от кастрюль возьмём,
Чтоб сыграть тихонько «Бом!».
Хоть мы нот не знаем ,
Хорошо играем.




«ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ.»

ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: 3 – 5 стаканов или какая-то другая емкость, в которую наливают воду. Уровень воды в каждой емкости различен: четверть, половина, больше половины, полная (или просто пустая, без воды).
Взрослый – организатор игры – несколько раз стучит по емкостям, демонстрируя, как звучит каждая из них. Затем выбирается водящий – ребенок, который отворачивается, а взрослый или кто-то из детей в это время стучит по той или иной емкости. Ребенок должен определить, по какой именно емкости стучали. При правильном ответе меняется водящий и игра продолжается. Выигрывает тот, кто даст в игре больше всех правильных ответов.






Тематическая неделя: «Маленькие исследователи».

«ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ.»
ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
МАТЕРИАЛ: 10 – 12 коробочек от Киндер-сюрпризов, наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.
Участники игры должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек – материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.





Тематическая неделя: «Моя семья».
Музыкально-дидактическая игра «Семья».

Правила игры.
        Автор песни и музыки И.Казанцева
         Взрослый поет песню - дети должны назвать, кого зовут животные.
         Пример:
-           Кто у кошки ребенок? или
-           Кто у теленка мама?
После совместной деятельности со взрослым, игру поместить в музыкальный уголок для самостоятельной деятельности
   Наша кошечка идет и котят к себе зовет:
    -Мяу-мяу, ребятки, серые котятки,
Поджидаю деток я – это все моя семья
Вот и козочка идет
И козлят к себе зовет:
-Ме-ме-ме, ребятки,
Вы мои козлятки,
Поджидаю деток я –
Это все моя семья
   И коровушка идет,
  И телят к себе зовет:
  -Му-му-му, ребятки,
   Вы мои телятки.
   Поджидаю деток я -
   Это все моя семья
И лошадка к нам идет
 Жеребят к себе зовет:
- Иго-го-го, ребятки,
  Мои жеребятки.
  Поджидаю деток я –
  Это все моя семья
Вот и уточка идет
И утят к себе зовет:
Кря-кря-кря, ребятки,
Вы мои утятки.
Поджидаю деток я –
Это все моя семья
И собачка к нам идет.
И щенят к себе зовет:
Гав-гав-гав, ребятки,
Вы мои щенятки.
Поджидаю деток я –
Это все моя семья




Тематическая неделя: «Наши защитники».
«ПОЖАРНЫЕ»
    Участвуют дети старшей группы детсада. В одном углу строится дом из кубиков или из стола и стульчиков. В этом «домике» живут куклы, мишки и другие игрушки. А в противоположном углу зала расположена «пожарная часть». «Дежурные пожарные» сидят на стульчиках наготове, так как в любой момент могут поступить «сигналы тревоги». У них на головах пожарные каски, склеенные из бумаги. По сигналу «пожарные» должны быстро встать, положить руки друг другу на плечи, изображая при этом пожарную машину.
    Из группы детей выходят 8 человек, которые находятся около дома. Каждый держит в одной руке листок красной бумаги, а в другой – голубой. Когда надо создать видимость огня, дети должны размахивать этими листками. Весь ход игры сопровождает музыка, то спокойная, то тревожная, и хор, состоящий из малышей. Во время исполнения хора важно следить, чтобы дети четко пропевали все слова, а воспитатель должен контролировать их дыхание: поющим не надо забывать округлять рот, им следует петь в вокальной позиции, а не в народной манере.
    В этой игре можно использовать стихи И. Лепко, музыку Н. Остряковой-Яковлевой или подобрать свой репертуар, главное – чтобы он соответствовал данной тематике. Под музыку дети занимают свои места, а в это время хор начинает петь:
Кто-то в мусор бросил спичку,
Огонечек-невеличку!
Тлела искорка сначала,
Словно силы набирала,
А потом… потом… потом
Запылало все кругом.
    (В «домике» разгорается пожар, малыши размахивают флажками и поют: «Пожар, пожар, пожар». При этом они не должны переходить на крики. Воспитатель следит, чтобы дети не пели на голосовых связках)
    Под музыкальное сопровождение к загоревшемуся дому несутся «пожарные машины», выносят «жильцов» (игрушки) из «квартир», гасят «огонь» (можно использовать трубки, склеенные из бумаги и имитирующие шланги). Ребенок, до которого, якобы, коснулась трубка, садится на корточки. В этом месте огонь и гаснет. Так, постепенно, отряд «пожарных» справился с этой бедой. Все ребята приветствуют их стоя.







Тематическая неделя: «Женский день».

«РАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ»

  Главная цель
Развитие способности к лидерству и укрепление
уверенности в себе.
 Дополнитель-
 ные цели
Повышение заинтересованности участников быть
 активными в игре.
Развитие умения наблюдать.
   Что
  понадобится
По музыкальному инструменту для каждого участника, два или три больших бумажных цветка на палках
   Количество
   участников
От 3 до 4.
   Основной
    вариант
Один из группы играет на музыкальном инструменте, а
остальные слушают. Вместе со звуками инструмента
цветок (который на длинной палке держит кто-то из
 взрослых, не видимый для играющих) появляется из-за
пианино или другого предмета мебели. Если музыка
 стихает, цветок перестает «расти». Если музыка быстрая
 и громкая, цветок «растет» быстрее. Когда цветок уже
больше не может «расти», все начинают танцевать или
изображать «увядание» цветка — это зависит от
 характера музыки.
   Замечания
По возможности, занятие лучше проводить в комнате с
 высокими потолками, чтобы цветок мог «расти»
 достаточно долгое время.
    Другие
   варианты
Два участника могут играть на разных инструментах
 одновременно, «ведя» за собой два цветка.
Один из участников может помогать управлять цветком.
Можно использовать разные цветы или по-разному
окрашенные.

Тематическая неделя: «Весна шагает по планете».

Музыкально-дидактическая игра «Весна пришла».

Задачи:
• Развивать слуховое и зрительное внимание, вступать в момент действия твоего героя. Закреплять умение выслушивать сказку до конца

• Способствовать развитию мелкой моторики
• Создавать условия для развития координации движений
• Продолжать осваивать приемы игры на шумовых инструментах.
• Воспитывать интерес к совместной музыкально-игровой деятельности.
Дети выполняют действия по словесной инструкции взрослого.
Реквизит:
Театральная ширма
Птички – перчаточный театр
Солнышко - кукла на штоке
Тучка с капельками - кукла на штоке
Травка – перчаточный театр
Цветочки – перчаточный театр
Мотыльки, жуки - куклы прыгунки на резинке
Треугольник для звукового оформления
Ход игры
Педагог. Мы пришли в весенний лес
Полный сказочных чудес.
Здесь красиво, интересно:
Птички распевают песни,
Здеь повсюду чистота.
Ах, какая красота!
Вот и солнышко проснулось,
Нашим деткам улыбнулось.
Тучка по небу плывёт,
Тучка капельки везёт.
Капля раз. Капля два,
Стучат медленно сперва. (играют на треугольниках)
Медленно сперва.
А потом скорей, СКОРЕЙ,
Всё быстрее и быстрей.
Вот смотрите уже тут
Ручейки везде бегут.
Ну а здесь канавка,
А в канавка травка
Зеленеет и растёт.
Вот и солнышко встаёт.
Солнце землю пригревает
И цветочки расцветают.
Посмотрите! Ой! Ой! Ой!
Подул ветер озорной!
И цветочки испугались,
Вправо влево закачались.
Ветерок, ты улетай и цветочки не ломай.
Пусть они растут, цветут,
Детям радость принесут.
А на чудные цветочки
Прилетели мотылёчки,
И жуки летают тут всех на улицу зовут.

«Ручеек» — песня-игра — слова и музыка Я.Жабко

1.Капельки-крошки
Скачут по дорожке.
Прыг да скок! Прыг да скок!
Вот уже и ручеек!

2.Птички летели,
У ручья присели.
Буль-буль-буль – три глотка –
Вот и нет ручейка.

Роль Капелек и Птичек исполняют дети.
Вступление. Капельки выбегают на «дорожку».
1-й куплет. Скачут  «по дорожке». С окончанием куплета присаживаются, изображая ручеек.
Вступление. Летят Птички.
2-й куплет. Птички присаживаются у «ручейка» и пьют «водичку».
Вступление. Все убегают на места.
Тематическая неделя: «Миром правит доброта».

«Три цветка»
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-
Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
ХОД ИГРЫ
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Тематическая неделя: «Театр», «День смеха».

«КОНЦЕРТ»

Главная цель
Формирование контроля за движениями.
Дополнительные
цели      
Развитие уверенности в себе.
Развитие сотрудничества в группе.
Поощрение выдержки
Что понадобится
Бубен (с тарелочками или без них) для каждого
 участника, кроме водящего. Портативный
синтезатор или музыкальная аудиозапись.
        Количество
        участников
От 4 до 10..
Основной вариант
Одному участнику предлагают быть солистом и
встать в центр круга. Остальные берут бубны.
 Звучит музыка, и все танцуют вокруг солиста,
 играя на своих инструментах. Все это время
 солист стоит не двигаясь. Внезапно музыка
обрывается, и танцующие замирают, как статуи,
 держа инструменты на вытянутой руке в любом
удобном для них положении. Тогда солист
 подходит к каждому и играет на всех
 инструментах по очереди.
    Замечания
Нового солиста может выбирать предыдущий.
Предпочтительно, чтобы участники двигались по
всей комнате, а не только в кругу.
Другие варианты
Солистами могут быть два участника
одновременно.
Можно использовать другие небольшие ударные
 инструменты.
Ведущий может аккомпанировать солисту,
исполняя контрастную по характеру музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПОВТОРЯЙ МОЙ ТАНЕЦ!»


                           Главная
                            цель
Развитие способности наблюдать и подражать.
                        Дополнительные цели
Улучшение координации движений.
Изучение различных типов движения и танца.
Развитие инициативы и уверенности в себе.
Развитие зрительного контакта и способности
 концентрировать внимание.
                          Что понадобится
Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
               Количество участников
От 6 до 10.
                  Основной вариант
Участники свободно танцуют под музыку. Ведущий
несколько минут наблюдает за группой и затем
останавливает музыку. Он предлагает всем танцевать,
 копируя танец одного из участников. Этот участник
 показывает свой танец, и группа начинает танцевать,
 подражая его манере. Затем ведущий выбирает
 участника, танцующего в другой манере, и группа
 снова подражает. Игра продолжается до тех пор, пока
 все желающие не покажут свой танец.
                           Замечания
Ведущий может познакомить участников с этой игрой,
предложив копировать под музыку его собственный
танец.
Ведущий может выбрать для показа группе самые простые
 движения (например, покачивание головой) или более
сложные (например, состоящие из трех или четырех
 простых).
                        Другие варианты
Участники могут пробовать определенные типы
движений: резкие, плавные, угловатые или «округлые».
 Аккомпанемент нужно подбирать в соответствии с
характером движений.
Ведущий может предложить участникам изобразить движения
 качающегося дерева, извивающейся змеи, летящей птицы или
издающего трубный звук слона.
Участники могут пробовать разные движения в парах.


Тематическая неделя: «Встречаем птиц».
«ПТИЦЕЛОВ.»

ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.
Каждый играющий сам выбирает себе роль птицы, крику которой он может подражать. Птицелов стоит в центре игровой площадки с завязанными глазами, а игроки кружатся вокруг него и нараспев хором приговаривают:
В лесу во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!
Птицы разбегаются по площадке. Птицелов хлопает в ладоши – птицы замирают на своих местах, а он начинает (с завязанными глазами) их искать. Как только птицелов коснулся какой-либо птицы, она издает характерный для нее крик. Птицелов должен отгадать название птицы и имя игрока. Если он угадал, узнанный становится птицеловом, если нет – игра повторяется с тем же птицеловом.

Тематическая неделя: «Мир природы».
«СОЛНЫШКО»
Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков.
Ход игры:
\ Солнышко, \ солнышко,
/ Выгляни в \окошко:
\Твои детки \ плачут,
/ По камушкам \ скачут.
Ход игры
 На 1-ю и 2-ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши.
Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Методические рекомендации
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю:
\ Солнышко,\ солнышко, / Выгляни в \ окошко и т.д.
«ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»

Задача: Развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап!
-А какая это шишка?        
  протягивают ладошки вперед
-Я не знаю,  - шепчет мишка.
пожимают плечами
Научим мишку мы считать:
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их.
«В ЛЕСУ»
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре.  Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
      В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас             У него соседи-          А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас.      Бурые медведи.       Птичка – невеличка!

Программное содержание:  ( Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.
                                                                          






Тематическая неделя: «Вот  мы какие стали большие!».
«МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕТЬ»
    Для детей дошкольной подготовительной группы.
    Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой плакатик с изображением какого-либо слога.
    Звучит музыка, и ребята начинают петь:
Мы учимся читать и петь!
Мы учимся читать и петь!
Мы учимся читать и петь!
Буква с буквой встали рядом —
Прочитать их вместе надо
И пропеть, пропеть, пропеть!
    Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей.


































 


 














Комментариев нет:

Отправить комментарий